- НАБОР КОРПУСА СУДНА
- совокупность поперечных и продольных балок, представляющая собой остов корпуса судна заданной формы и опору для присоединяемой к ним обшивки. Вместе с обшивкой Н.К.С. образует днищевые, бортовые, палубные и переборочные перекрытия, воспринимающие нагрузки, действующие по нормали к ним и в их плоскости. Н.К.С. участвует в обеспечении общей и местной прочности судового корпуса, а также прочности и устойчивости обшивки. Судовые балки располагают главным образом в 2 взаимно перпендикулярных на-правлениях — поперек и вдоль судна. Параллельные балки, число которых в перекрытии преобладает, назы-вают балками главного направления, перпендикулярные к ним балки — перекрестными связями. Каждое перекрытие в зависимости от преобладающих нагрузок и габаритных размеров имеет определенную систему набора. Если ограниченные балками набора пластины обшивки перекрытия ориентированы поперек судна — система набора поперечная, если вдоль судна — продольная, если пластина квадратная — то система набора называют клетчатой. Систему набора в пределах трюма, танка считают смешанной, когда, например, днище и палуба имеют продольную систему набора, борта — поперечную. Выбор системы набора зависит от соотношения сторон опорного контура перекрытия и других факторов. Систему набора гражданских судов выбирают не для корпуса в целом, а раздельно для каждого перекрытия и нередко для отдельных его участков. При преобладании попе-речных нагрузок, под воздействием которых находятся, например, перекрытия борта и нижней палубы, принимают поперечную систему набора. Если велики сжимающие усилия от общего изгиба, для обеспечения устойчивости обшивки перекрытий применяют продольную систему набора. Поперечная система набора менее сложна, более технологична, лучше приспособлена к восприятию местных нагрузок, в том числе давления льда, ударных усилий. Конструкции с продольной системой набора имеют меньшую массу по сравнению с равнопрочными конструкциями с поперечной системой набора. Продольная система набора обеспечивает более высокую устойчивость обшивки перекрытий равной массы и меньшие суммарные напряжения в листах от усилий общего изгиба и поперечной нагрузки. В оконечностях ледоколов и судов ледового плавания применяется система поворотных шпангоутов, стенки которых располагаются перпендикулярно к наружной обшивке.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.